Диспетчеризация инженерных систем в офисе или другом здании помогает контролировать работу оборудования — например, вентиляции, лифтов и противопожарной автоматики.
Данные о работе всех инженерных систем в здании можно получить через компьютер в диспетчерском пункте. Через него же диспетчер может управлять ими и отслеживать неполадки.
Диспетчеризация позволяет получать информацию о работе инженерного оборудования и удалённо управлять его работой. От установки автоматической системы диспетчеризации выигрывают все — сотрудникам становится проще работать, любой сбой в работе системы легче отследить, а расходы предприятия снижаются, поскольку отпадает нужда в отдельной бригаде сотрудников на каждом объекте.
Представьте, что вы владеете сетью котельных. На каждом объекте приходится содержать персонал, который следит за работой оборудования, и ремонтную бригаду. На зарплаты уходит больше средств, чем хотелось бы, да к тому же вы не вполне довольны работой сотрудников: они упускают из виду повреждения оборудования или чинят его слишком долго. К тому же, когда поломок нет, ремонтная бригада ничем не занимается, а зарплату вы ей всё равно выплачиваете.
Вы не хотите мириться с такой ситуацией и решаете наладить систему автоматической диспетчеризации инженерных систем. В результате вы организуете центральный диспетчерский пункт — в нём одна бригада сотрудников следит за показателями приборов во всех котельных. В ремонтных бригадах, которые дежурят в котельных, нужда отпадает — теперь вы нанимаете одну выездную бригаду ремонтников, которая решает как плановые, так и внезапно возникшие задачи. График плановых работ вносится в систему заранее, и она оповещает бригаду, когда нужно к ним приступить.
В результате оборудование служит дольше, ваше производство автоматизировано, а для его обслуживания требуется меньше людей — их число сократилось примерно в три раза. Экономические показатели тоже радуют — трат стало значительно меньше. Согласитесь, результат достойный?
Это абстрактный кейс, но с похожими запросами мы сталкиваемся постоянно.
Система диспетчеризации состоит из шкафов автоматики и диспетчерского пункта. Шкафы автоматики позволяют собирать данные о работе приборов, осуществляют автоматический контроль за их работой и делают возможным выполнение команд диспетчера. На уровне диспетчерского пункта происходит управление — там находится человек, который принимает решения, опираясь на показания приборов.
У системы диспетчеризации есть три уровня.
Нижний уровень — это приборы и датчики, которые позволяют получить данные от контролируемой системы. Сюда относятся датчики температуры, влажности и т.д.
Средний уровень — средства контроля и передачи данных. Среди них — щиты автоматизации, коммуникационные шкафы, модули ввода, контроллеры.
Высокий уровень — программное обеспечение, которое позволяет специалисту контролировать работу приборов. На этом уровне происходит взаимодействие с пользователем системы.
Системы диспетчеризации могут быть локальными, удалёнными и гибридными.
Локальная система диспетчеризации расположена внутри одного здания. Такую систему часто используют на складе или производстве.
Удалённая система диспетчеризации предполагает, что диспетчерский пункт располагается на расстоянии от объектов, которыми управляет. Такая система используется в нашем примере с котельными. Она применяется везде, где требуется удалённый контроль над несколькими объектами — в коттеджных посёлках и т.п.
Гибридная система диспетчеризации применяется на объектах, которые расположены на одной территории, но при этом делятся на несколько разных зданий. Например, она подходит для больших заводов.
Приведём здесь некоторые показатели, которые выводятся на пульт в диспетчерской.
На пульт может выводиться информация:
И так далее — точный список зависит от объекта. К нему могут, например, добавиться температура воды в бассейне или данные о работе определённого оборудования.
Подведём итоги того, какие проблемы может решить система диспетчеризации.
Делимся кейсом
Напоследок хотим поделиться кейсом из недавней практики.
Сотрудники фитнес-центра «BODIUM» из Ростова-на-Дону обратились к нам за разработкой и монтажом системы диспетчеризации и управления.
Система диспетчеризации была установлена на этапе строительства. Заказчику было важнее всего обеспечить комфортные условия для клиентов, защитить себя от лишних трат и установить индивидуальные графики работы устройств в зависимости от времени.
За полгода мы реализовали систему диспетчеризации и управления на оборудовании Schneider Electric, которая позволяет получать данные от следующих инженерных систем:
В результате у главного инженера комплекса появилась возможность следить за работой инженерных систем через рабочую станцию, а также получать мгновенные уведомления о непредвиденных ситуациях и создавать индивидуальные графики работы каждый системы в зависимости от времени суток, дня недели и сезона.
Первого сентября 2022 года фитнес-центр начал работу. Системы кондиционирования, вентиляции и отопления позволили создать для клиентов комфортную среду — это привело к увеличению лояльности посетителей. Установка системы диспетчеризации также позволила снизить стоимость владения центром и его страхования для собственника.
Данная система позволила заказчику сэкономить средства, которые ушли бы на содержание лишнего персонала. Кроме того, она позволила ускорить реакцию на аварии и ошибки — это помогло значительно уменьшить ущерб, которые они могли бы нанести клубу. А когда ошибки все-таки случались, она позволила систематизировать их, чтобы те же проблемы не возникали в дальнейшем.
Мы будем рады спроектировать и установить систему диспетчеризации инженерных систем для зданий и офисов по вашему запросу!